

Профориентация подростков
Выбор профессии является ключевым этапом профессионального самоопределения, выступая не только личностной проблемой, но и представляя определенный общественный интерес.
С позиции личности рациональный объективно обоснованный выбор профессии становится основой личностного самоопределения, обусловливает социально-экономический статус личности, социальное окружение, образ жизни. С позиции общества рациональный выбор профессии — основа раннего включения личности в социально-профессиональную деятельность и высокого уровня профессиональной отдачи, высокой творческой активности и профессионализма.
Наиболее актуальна эта проблема для подростков. Взросление человека неизбежно сопровождается решением вопроса о выборе профессии. Именно в этом возрасте происходит дифференциация интересов, закладываются и развиваются ценностные ориентации, возникают ведущие потребности, формируются нравственные представления и социальные установки.
Ведущей деятельностью подростка является учебно- профессиональная. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов, важнейшим из которых является практическая, трудовая деятельность. Практика служит той основой, на которой строится вся профориентационная работа.
Для младших подростков (12-14 лет) выбор профессии — это главным образом воплощение мечты о своем необыкновенном будущем. Многие специалисты свидетельствуют, что они не переживают задачу выбора профессии как проблему, определяющую их активность. Отсюда частая смена профессиональных намерений.
Старшие подростки (14-16 лет) уже реально вступают в расширяющиеся общественные отношения, пытаются найти свое место в обществе, решают вопрос о профессиональном самоопределении. Проблема профессионального выбора очень актуальна для них.
Известно, что в условиях малой информированности, несформированности реалистичных жизненных целей, наряду со стремлением к достижению большого успеха, подростки зачастую не в состоянии четко определить свои профессиональные предпочтения. В данной «методической копилке» предлагаем различные формы профессионального просвещения, способствующие расширению кругозора учащихся, получению специальных знаний о профессиях.